?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Для Заповедника Сказок

Подарок Великого Земляка

- Он опять пришел.
- Кто?
- Мальчик. Ходит и ходит…
Пожилая смотрительница музея, тучная, медлительная, по-стариковски куталась в теплый платок. Её напарница – высокая, молодая, с недовольным лицом, поправила очки:
- Тот самый? Из восьмой школы?
Пожилая смотрительница кивнула, молодая поморщилась.
Невозможно забыть шумную и бестолковую толпу, которую в дождливый день привели из школьного лагеря. Или, как сейчас говорят, «с площадки». Скучающие учителя уселись на лавочку во дворе, достали семечки и завели неторопливый разговор, даже не потрудившись собрать детей в кучу.
Экскурсовода не было, и молодая смотрительница повела гостей по музею. Показывала картины, скульптуры, фотографии. Но дети не слушали. Их не заинтересовало даже то, что «…автор был немного волшебник, и приготовил всем вам подарок…» Им не нужны были подарки. Тем более, когда выяснилось, что это не плеер или игрушка для компьютера, а «всего лишь» картины и книги, которые написал Великий Земляк. Дети толкались, хихикали, разбредались по залам и не верили в волшебников. А некоторые из них даже пытались приклеить жвачку на перила лестницы. Смотрительница тогда написала в школу жалобу, и учителям, кажется, попало.
После этого в музей зачастил мальчишка. Самый обыкновенный, такого увидишь и не запомнишь. Штаны до колен, замызганная футболка, на лохматой голове - кепка. Правда, кепку он каждый раз оставлял на вешалке. Сейчас рядом с ней висела потёртая джинсовая куртка – день выдался прохладный.
Мальчишка вставал напротив большой, в полстены, картины. На ней – старинный город с башенками и флюгерами. Каменная мостовая спускалась к морю. Беспокойные волны покачивали большой парусник с убранными парусами.
- Как ты думаешь, зачем он ходит? – спросила пожилая смотрительница.
- А что ему ещё делать? – зевнула молодая. – Вход для детей бесплатный, на дворе лето, уроки учить не надо.
- Мог бы с друзьями погулять.
- Может, нет у него друзей. Сейчас каждый сам по себе.
- Тогда мог бы телевизор посмотреть. Телевизор-то у всех есть. А он к нам ходит и у одной и той же картины стоит, как пришитый.
- Может, моряком мечтает стать, - пожала плечами молодая смотрительница. Она закончила три курса пединститута и считала, что знает о детях всё. - Или парусники любит. Ну уж точно не о нашем Великом Земляке он там размышляет, это я вам гарантирую…
Мальчик их не слышал, хотя стоял в соседнем зале. Рядом с ним шелестело море. Пахло водорослями. Кричали чайки. Солнце припекало макушку, бросало блики на сине-зелёные волны. А у большого валуна, обросшего мхом, сидел веселый лопоухий щенок.
- Привет, - сказал ему мальчик. – Как дела? Ты сегодня ел?
Щенок завилял лохматым хвостом. Мальчик вынул из кармана кусок хлеба и, присев на корочки, протянул кусок щенку. Два движения челюстями – и хлеб исчез в розовой собачей пасти. «Ещё есть?» - глазами спросил щенок.
- Нету, - виновато отозвался мальчик. – Я принесу тебе в другой раз побольше, хорошо?
Щенок припал на передние лапы, отскочил в сторону, стрельнул искоркой хитрого глаза – догонишь?
Мальчик засмеялся и бросился за ним…
- Всё стоит и стоит, - снова заговорила пожилая смотрительница. - Может, ему стул принести?
- Обойдётся, - раздраженно отозвалась молодая. – И вообще, я не понимаю, что, поговорить больше не о чем?
- Всё-таки единственный посетитель, - вздохнула пожилая. – Живая душа.
… Набегавшись, они упали в густую траву. Щенок положил голову мальчику на живот.
- Ты хороший, - сказа мальчик. – Жалко, я не могу взять тебя к себе. Мама не разрешает…
***
Мама была против животных. Мальчик просил изо всех сил, но мама оставалась непреклонной:
- Только через мой труп.
Мальчик не хотел труп. Он хотел собаку.
Но мама говорила:
- Ты наиграешься за неделю. А потом я буду за ней убирать, кормить и выгуливать.
Мальчик говорил, что он всё это будет делать сам.
Мама сердилась:
- Тоже самое ты мне говорил про рыбок. Их кормит бабушка.
Мальчик говорил, что рыбки – это другое. Но мама стальным голосом отвечала:
- Не вижу разницы.
Мальчик не верил, что можно не отличать маленьких холодных рыбок, бессмысленно мечущихся в аквариуме, от пушистой и тёплой собаки, с которой можно дружить. Но что ещё сказать маме, он не знал и только шмыгал носом. Мама делала вид, что не слышит. На этом разговор заканчивался.
Когда на «площадке» зашел разговор, у кого какие звери дома, мальчик только вздохнул. Толстый пацан из параллельного класса стразу понял:
- Предки не разрешают, да?
- Ага…
- А ты не спрашивай. Возьми и принеси щенка.
- Меня мама вместе с ним выгонит, - вздохнул мальчик.
- Вот и хорошо, - недобро ухмыльнулся пацан. – А ты иди.
- Куда?
- А неважно. В подъезд. И сиди там. Здесь главное – не уступать. Родителей нужно припирать к стенке. И тогда они тебя сами обратно позовут, никуда не денутся. Нет такого закона, чтобы дети на улице жили, знать надо!
Мальчик представил себе, как мама приходит с работы и видит щенка. Как говорит – унеси, где взял. И как он говорит – тогда я уйду вместе с ним. И в этот момент между ним и мамой появляется стена. По одну сторону – он и щенок. А по другую – мама, бабушка, дом. Всё то, без чего немыслима жизнь. И даже если мама потом разрешит вернуться, эта стена останется.
- Так и говори, - подытожил пацан. – «Если собаку выгоняете, то я тоже уйду!».
Мальчик не ответил. Ведь для того, чтобы сказать такое, надо маму совсем-совсем не любить. Ни капельки.
Толстый мальчишка сразу показался противным. Мальчик отошел в сторону.
А потом их повели в музей. Там, на картине со старым городом, у большого камня, сидел щенок…
***
- Мы скоро закрываемся, - пожилая смотрительница осторожно тронула мальчика за плечо. – Сегодня короткий день.
- Да, я сейчас, - отозвался мальчик.
Смотрительница вздохнула и ушла за ведром и шваброй. На картину упали лучи вечернего солнца – оранжевые, как свет от костра. Всё на картине стало живым. Ветер расправил вымпелы на корабле и качнул флюгеры на башнях. Волны зашелестели, накатываясь на берег. Пёс приподнял ухо.
Мальчик оглянулся, быстро подошел к картине и раскрыл ладонь. Секунда – и солнце зашло за облако, а мальчик спрятал что-то в карман широких штанов.
Торопливо попрощавшись, он схватил куртку, напялил кепку задом наперёд и выскочил из музея. А пожилая смотрительница встала на то место, где он только что стоял. И задумалась. Ну что, в самом деле, может привлекать в этой картине ребёнка? Он смотрит в один и тот же угол. Вот сюда, где большой камень, обросший мхом. И больше здесь ничего нет.
На секунду пожилой женщине показалось, что раньше картина была какой-то другой. Но она тут же мысленно одёрнула себя – как это картина могла измениться? Её художник нарисовал раз и навсегда. Мерещится, наверное, от усталости. Или это старость… Но мысли о старости лучше гнать от себя подальше. А то так и умереть недолго…
А сейчас надо мыть пол. А про картину… в конце концов, можно спросить у мальчика, когда он придёт в следующий раз.
Смотрительница взялась за швабру. Она ещё не знала, что мальчик больше не придёт.
***
Мальчик закрыл дверь в свою комнату и поставил на стол маленькую фигурку. Свет от аквариумной лампы упал на пушистого щенка с весело торчащим ухом. То ли брелок, то ли статуэтку, размером со спичечный коробок.
- Привет, - прошептал мальчик. – Вот мы и дома.
Щенок обрадовано вывалил язык и начал увеличиваться. Через минуту он стал размером с футбольный мяч. Спрыгнул со стола и осторожно понюхал воздух.
- Осваивайся, - разрешил мальчик. – Только тихо. А то мама нам задаст…
Щенок начал обход квартиры. Обнюхал ножки стульев и стола, подошел к кровати, вопросительно глянул на мальчика.
- Можно, - кивнул тот.
Пёс неуклюже запрыгнул на кровать. Прошелся туда-сюда, понюхал подушку и ушел на другой край. Улёгся там: «здесь я буду спать».
- Хорошо, - прошептал мальчик. – Сейчас я принесу тебе поесть.
Открылась дверь и вошла мама. Мальчик вскочил, словно хотел загородить щенка. Но не успел.
Пёс не подвёл хозяина.
Мама взяла с дивана игрушечную собаку.
- Забавный. Откуда он у тебя?
- Выиграл… на «площадке». Приз такой, - забормотал мальчик.
- Молодец… А что за конкурс был?
- Стихи читали. Я «Бородино» рассказал, помнишь, мы с тобой учили?
- Видишь, пригодилось.
- Ага…
- Пошли ужинать.
- Да, сейчас…
Мама погладила игрушку по голове, посадила собаку на диван и ушла.
- Уф, - сказал мальчик. – Пронесло. Теперь ты всегда-всегда будешь со мной. Когда начнётся школа, станешь картинкой на дневнике, ладно?
Щенок согласно ткнулся мальчику в ладонь холодным мокрым носом...

Метки:

Comments

( 15 много ответов — ответить )
road_man
25 сент, 2008 13:35 (UTC)
Тёплое такое ощущение, хорошее!

Глаз зацепило слегка:

"привели из школьного лагеря. Или, как сейчас говорят, «площадки»" - "из лагеря", но "с площадки", хотя что-то непонятно, как тогда лучше ...

"учителям, кажется, попало" - вроде, "попадает" чаще детям, а учителям ... М.б. им "досталось"?
goldy_trf
25 сент, 2008 13:38 (UTC)
Ну, так говорят - из лагеря, но с площадки. Вроде по-русски... Или ты про то, что союз "с" пропал?
А на счёт попало - подумаю, спасибо.
road_man
25 сент, 2008 13:40 (UTC)
Да, именно - без союза автоматически хочется подставить туда "из", которое от "лагеря".
goldy_trf
25 сент, 2008 13:40 (UTC)
А, спасиб, исправляю ))
choknutyj
26 сент, 2008 06:54 (UTC)
Хорошая сказка :)
А как щенка звали?
Для мальчишек это, обычно, важно :))
goldy_trf
26 сент, 2008 16:29 (UTC)
А тут вообще никого никак не зовут, заметь))
choknutyj
27 сент, 2008 09:10 (UTC)
Заметил :)
Но все остальные получили имена раньше, давно очень. А щенок должен в сказке получить, это очень важный процесс :))

Я просто по инерции продолжаю, не обращай внимания.
Может и не надо имени. Сказка и так хорошая :)))
alfare
28 сент, 2008 16:48 (UTC)
Понравилась психологическая находка - мотивировка мальчика, почему он не хочет ТАКИМ способом отвоевать себе право завести щенка. Рассказ приятный, жаль, я прохладно отношусь к собакам, это мешает мне прослезиться:))
goldy_trf
28 сент, 2008 16:51 (UTC)
Спасибо.
И что мотивировку заметил - отдельное мерси...
tarnegolet
6 ноя, 2008 07:05 (UTC)
Очень славная сказка!
( 15 много ответов — ответить )